В 2024 году конкурс пережил перезапуск: он стал национальным, получил имя известного краеведа и исследователя медиа, а также обзавелся солидным […]
Слушатели разных отделений Школы межэтнической журналистики встретились онлайн. Молодые журналисты и национальные активисты из разных городов России рассказали друг другу о культурных особенностях регионов РФ, познакомили сверстников с этнобрендами, обычаями и традициями разных народов и даже стали зрителями небольшого концерта!
- Межрегиональные онлайн-встречи – обязательная часть нашего проекта. Молодые журналисты, которые живут в тысячах километров друг от друга, как правило, не очень хорошо знают страну и этнические особенности не своих регионов. Конференции помогают сгладить расстояния, нащупать новые темы для журналистских материалов и обзавестись полезными контактами на другом конце страны, – считает куратор проекта «Школа межэтнической журналистики», шеф-редактор портала «Национальный Акцент» Юлия Бобкова.
Студенты столичной группы школы межэтнической журналистики 26 октября пообщались со своими мордовскими коллегами. Конференция началась с подробного рассказа мордовской школы о своей республике. Москвичи и студенты из других регионов узнали о промысловом наследии мордовского края: уникальной технологии валяния валенок эрзянского села Урусово (Ардатовский район), гостеприимном мокшанском селе Старая Теризморга (Старошайговский район), а также о старинном селе Подлесная Тавла (Кочкуровский район), где с давних пор мастера вырезают из дерева удивительной красоты игрушки. Были затронуты также вопросы региональных СМИ на мордовских языках, проблема взаимодействия с мордовскими этническими объединениями в соседних с Мордовией регионах: Пензенской, Нижегородской, Ульяновской областях. Затем уже студенты московской группы ШМЖ делились с коллегами из Мордовии рассказами о достопримечательностях и культурном потенциале своих регионов: Москвы, Челябинской и Ростовской областей, ХМАО-Югры, Республики Коми.
Тему свое встречи Калмыцкая и Северо-Осетинская школы межэтнической журналистики обозначили как «Единство в многообразии». В конференции помимо слушателей и их наставников приняли участие Председатель Общественной палаты РК Батыр Мучаев и директор музея КалмГУ, заслуженный художник РК Герля Нурова. Участники конференции рассказали об этнокультурном многообразии, этнической самобытности Калмыкии и Осетии, продемонстрировав авторские видеоролики и фотоматериалы: Алекс Петров показал сюжет о приготовлении старинного осетинского блюда дзыкка, Давид Макеев подготовил презентацию о почитаемых народом Осетии святилищах, об оружии, в частности, о кинжалах и их разновидностях рассказал Георгий Байматов.
Еще один видеомост связал Липецкую область и Алтайский край. На встрече слушатели Липецкой школы рассказали об этнобренде своего региона – Кудыкиной горе. Это центр притяжения туристов и отдыхающих, соединяющий в себе и парк, и центр ремесел, в частности, центр Романовской игрушки, и место отдыха. А ребята из барнаульской школы — об Алтайском крае, его брендах, известных земляках, прославивших край, традициях, популярных фестивалях и праздниках.
Представить два региона – Алтайский край и Республику Алтай помог фольклорный ансамбль «Узорье» Алтайского государственного института культуры. Коллектив собирает и исполняет песни, частушки, наигрыши и праздничные обряды поздних переселенцев на Алтай из Малороссии.
Встреча между Красноярском, Улан-Удэ и Волгоградом вместо гарантированных программой двух академических часов длилась три с лишним: так многим студентам хотелось поделится друг с другом.
Виктория Филиппова из Красноярска рассказала о природном парке «Ергаки», об удивительном озере Светлое, о Висячем камне. Ещё красноярцы поведали о региональных этно мероприятиях в фанпарке «Бобровый лог». Например, историческая реконструкция «В единстве — сила». Фестиваль «Этнодень» посвящен демонстрации искусства и культуры разных народов Красноярского края. Ребята из Волгограда удивили своих сверстников рассказами об этнотурах, отражающих богатое наследие культур Поволжья. Это — старообрядческие поселения, музей крестьянского быта, донские казачьи станицы, этнопоселения и буддийские храмы калмыков, центр культуры немецких переселенцев, дом-музей Михаила Шолохова. Слушатели из Бурятии рассказали о знаменитой «голове» Ленина, о байкальский брендах региона, буддийских феноменах, привлекающих толпы гостей.
Всего в проекте прошло восемь конференций между отделениями Школы межэтнической журналистики: возможность пообщаться друг с другом получили также Ставропольское и Астраханское, Оренбургское и Черкесское, Псковское и Сыктывкарское, Якутское и Дагестанское отделения Школы.
Всероссийский наставнический проект «Школа межэтнической журналистики» реализуют ФАДН России и Гильдия межэтнической журналистики.